Бордоский дог

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бордоский дог » УЧИМ БОРДОСА УЧИМСЯ САМИ » ИМПРИНТИНГ важная часть социализации


ИМПРИНТИНГ важная часть социализации

Сообщений 1 страница 20 из 26

1

Импринтинг — понятие, введенное К. Лоренцом, обозначающее раннее запечатление у животных. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.

Одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и ( это особенность собаки !) образ человека - партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека,  именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.

Следует отметить, что импринтинг у собак в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек - не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве "родного" вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации (от 2 до 8 недель) формируется понятие "МЫ". Щенок на всю жизнь запоминает как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок велико,-разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, -принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия "МЫ" зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками-париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать, бывает, подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относится к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям и то далеко не во всем.

Период импринтинга заканчивается около 7-8 месяцев. Все что щенок недополучил (информационный голод), навсегда останется как дефицит после прохождения периода импринтинга.
Собака, которая до 8 месяцев жила за забором,и никогда не выходила за его пределы, после этого критического срока, навсегда останется за пределами своего "мира"-забора- пугливым,робким существом, слабо способным на социальность поведения вне границ "запечатленного мира". Такое нарушение,носит название СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ.

0

2

Социальной депривацией называют лишение или резкое ограничение социальных контактов.

В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии контактов с другими собаками, приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов.

Гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение второго периода социализации это от 1,5 до 5 месяцев. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате, первый выход на прогулку может произойти в 4 и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками. Мало того, что в течение всего карантина он испытывал потребность в информации о себе подобных, - такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт.

По истечении срока карантина, его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.

Однако, если критический период социализации заканчивается,и период импринтинга начинает подходить к концу, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками, щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало непонятны.

Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности: он не может вступать в контакты с ними, в результате, ему не с кем играть. А в социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению - без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии, щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака, раз за разом препятствующая подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, лишь добившись криков боли от него самого. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям.

Депривация во время третьего периода ( 6-10 месяцев) не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками немотивированной на первый взгляд злобы.

Деприваиия взрослого животного вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания, у собак недополучивших информации об этом мире в период импринтинга и у тех, чьи владельцы - очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно.

В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, "отказник", привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Так же,такую форму депривации используют некоторые хэндлеры,добиваясь "активности" и "мотивированности" у собаки в ринге.

Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущийся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

0

3

а при чем здесь этот раздел?
я не улавливаю прямой связи между темой и тематикой раздела.

0

4

Logard2006 написал(а):

Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Это запрещено племенным положением!

0

5

Logard2006 написал(а):

Одно из важнейших событий в жизни социального животного - это импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ своего вида и ( это особенность собаки !) образ человека - партнера.

Наташа, пожалуйста выложи название статьи или книги и автора, читать это без контекста не представляется возможным, (на это была очень четкая просьба высказанная админом форума - обязательно давать ссылку на автора и форум/издание)

более того очеловечивание собаки до добра еще ни ко гоне доводила.
собака прежде всего это зверь с инстинктам и и рефлексами и люди которые забывают об этом, как правило в дальнейшем становятся заложниками собственных ошибок в воспитании животного.

и еще -  из психологии собаки - собака не воспринимает человека за человека (у собаки конечно есть определенная доля интеллекта но не настолько большая), она воспринимает человека как другой вид собаки - двуногий.

вопрос только в том кому о чем хочется мечтать ...

Аня.

0

6

Logard2006 написал(а):

В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, "отказник", привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее.

Наташа,
я бы не советовала вам этгого делать на практике, как правило после такого подхода животное становиться еще более агрессивным  и еще более озлобленным (собственная практика, а не книжка)

Logard2006 написал(а):

Собака, которая до 8 месяцев жила за забором,и никогда не выходила за его пределы, после этого критического срока, навсегда останется за пределами своего "мира"-забора- пугливым,робким существом, слабо способным на социальность поведения вне границ "запечатленного мира"

абсолютно не согласна, мы взяли первого бордоса примерно из такой же ситуации (10 мес вольерного содержания). после соответствующего обучения и правильного психологического подхода к проблемам собаки - великолепное общение с людьми, собаками, прогулки без поводка в оживленных местах(люди, автомобили, работающая техника), прекрасная охранная работа дома, на даче и в лесу и на рыбалке. (собственный опыт, а не книжка).

Аня.

0

7

Бука
А мне нравится очеловечивать я и имена им людские даю! :D  Ксения Алексеевна например! А потом люди любят мечтать и еще хочется во что то верить, а собака не придаст и это факт! Но предназначение, инстинкты и потребности их реализовать на первом месте когда выбираешь породу для себя! И смешивать все в кучу, как я сейчас сделала не стоит!

Отредактировано Татьяна Иванович (03-02-2009 20:44:55)

0

8

Татьяна Иванович

Тань,
я тоже люблю мечтать и имена давать :) и с тем что собака не предаст - тоже с тобой целиком согласна. собака это самый лучший друг вне зависимости от твоего социального статуса, доходов и положения :)

Аня

0

9

Бука написал(а):

а при чем здесь этот раздел?
я не улавливаю прямой связи между темой и тематикой раздела.

Объясняю. "УЧИМ БОРДОСА УЧИМСЯ САМИ » ИМПРИНТИНГ важная часть социализации". Без нормального импринтинга нет полноценной социализации. Без социализации, нет полноценной дрессировки(обучения), текст дан для чтения и обучения людей, с тем,чтобы уберечь их от ошибок.

Татьяна Иванович написал(а):

Это запрещено племенным положением!

Тань,знаю,но...имеет место быть.

Бука написал(а):

Наташа, пожалуйста выложи название статьи или книги и автора, читать это без контекста не представляется возможным, (на это была очень четкая просьба высказанная админом форума - обязательно давать ссылку на автора и форум/издание)

Я помню. Но,если бы был адрес и автор,выложила бы. Это взято из моей папки. Хожу по инету,натыкаюсь на что то интересное-копирую, или присылают друзья,тоже интересное,на их взгляд, тоже копирую. У этого текста не было ссылки,его мне прислали. Почитала-понравилось,выставила.  Прислал кинолог из Латвии, но тоже не сам писал. Все?

Бука написал(а):

Logard2006 написал(а):

    В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, "отказник", привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее.

Наташа,
я бы не советовала вам этгого делать на практике, как правило после такого подхода животное становиться еще более агрессивным  и еще более озлобленным (собственная практика, а не книжка)

Ну значит,разная она-практика у нас с ВАми.
Рассказваю свою.
Работая в питомнике Учебного Центра УИН, к нам привели такого отказника. Кавказец, 2,5 года. Жрет все что шевелится,хозяев в том числе. Подхожу с миской-бросается на рабицу. Ухожу. Завтра подхожу с миской...ждет..и опять- бросается...ухожу. На 5-ый день,первое повиливание хвостом "не уходи с миской". Стою. Разговариваю. Собака ловит носом воздух,изучает мой запах, слушает мой голос. МЕДЛЕННО начинаю открывать вольер. Пес замирает. Провоцируя его, действую еще медленнее. Наконец,он взрывается,бросок. Я резко захланываю дверь, громко и гневно "рычу" и ухожу..с миской... На 7-ой день,пес вилет,заглядывает в глаза, дает открыть дверь,поставить миску.
На 10-ый день идем на первую прогулку. Все. Тоже опыт а не книжка.

Бука написал(а):

и еще -  из психологии собаки - собака не воспринимает человека за человека (у собаки конечно есть определенная доля интеллекта но не настолько большая), она воспринимает человека как другой вид собаки - двуногий.

Да Вы чтооооо!!! А можно ИСТОЧНИК этой психологии? Пусть не книжку,хотя бы имя ученого.

Бука написал(а):

более того очеловечивание собаки до добра еще ни ко гоне доводила.
собака прежде всего это зверь с инстинктам и и рефлексами и люди которые забывают об этом, как правило в дальнейшем становятся заложниками собственных ошибок в воспитании животного.

А где здесь очеловечивание??? Ипринтинг,это научно доказанное явление. Имеет место быть и у человека и у собаки.
И,вроде как еще товарищ Павлов,изучая условные и безусловные рефлексы (не команды!), пришел к выводу,о наличии ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ деятельности у собаки (т.к. способна принимать собственные решения, опираясь на прожитый опыт). Т.е. уже не лягушка с рефлексами.

0

10

Logard2006 написал(а):

На 5-ый день,первое повиливание хвостом "не уходи с миской".

ну правильно - жрать всем хочется :)

0

11

Logard2006 написал(а):

Прислал кинолог из Латвии

я видела латвийский форум, большего бреда я не читала в своей жизни, хоть я и не дипломированный кинолог, но все-таки человек знакомый с логикой ...

0

12

Logard2006 написал(а):

И,вроде как еще товарищ Павлов,изучая условные и безусловные рефлексы (не команды!), пришел к выводу,о наличии ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ деятельности у собаки (т.к. способна принимать собственные решения, опираясь на прожитый опыт). Т.е. уже не лягушка с рефлексами.

С товарищем Павловым трудно поспорить .. :), но это все-таки рефлексы и инстинкты (врожденные и приобретенные), а не интеллектуальная деятельность по определению - мой хозяин человек или нет  ...

0

13

Logard2006 написал(а):

МЕДЛЕННО начинаю открывать вольер. Пес замирает. Провоцируя его, действую еще медленнее. Наконец,он взрывается,бросок. Я резко захланываю дверь, громко и гневно "рычу" и ухожу..с миской...

Ну матушка вам видать жить совсем надоело .... не один здравомыслящий человек не будет заходит в клетку с таким зверем да еще и провоцировать его ... зачем? есть намного более безопасные методы.

Нам,  людям любящим собак  и умеющим с ними заниматься  в первую очередь надо заниматься восстановлением культуры обращения с собаками в нашей стране, учить людей выбирать собаку не по принципу что это "модная порода и она есть у моего соседа, а я чем хуже, и денег у меня больше ...",
а по принципу "для чего мне нужна эта собака и нужна ли вообще, а есть ли у меня желание, время и средства для выращивания, воспитания и общения с собакой, как того требует специфика породы, а готов ли я читать большье количество литературы и общаться со специалистами и экспертами по породе, а может мне просто взять дворняжку и воспитать себе друга ...  и т.д. и т.п.".
и вот тогда станет намного меньше брошенных, несчастных и измученных животных на улицах любого города ...

и не проводить различные эксперименты, основанные на западных методиках, у нас есть достаточное количество своих, основанных в первую очередь на менталитете нации. Западные методики можно учитывать, но не слепо копировать ..

Возьмите хотя бы Лебедева В.И., «Руководство дрессировки полицейских собак», 1910 год, изумительная книжка, очень доходчиво написана  и понятно.

Аня.

0

14

Logard2006 написал(а):

Без нормального импринтинга нет полноценной социализации. Без социализации, нет полноценной дрессировки(обучения),

и как мы без этого раньше жили, дрессировали собак ?? и собаки получали отличную аттестацию ...и отлично жили и живут среди людей ..

Наташа, может не стоит выкладывать настолько заумные статьи? может их в какой-нить специфичный раздел форума для спецов? а?
человек который просто хочет узнать что-то о бордосе -  почитает, не поймет половины и скажет " да ну их, пойду ка я искать и читать о породе в другом месте".

Аня

0

15

Бука написал(а):

и как мы без этого раньше жили, дрессировали собак ?? и собаки получали отличную аттестацию ...и отлично жили и живут среди людей ..

Ну,импринтинг был всегда! То,что раньше не знали как это называется,не говорит о том,что его не было. Было! И со щенками гуляли,и инструктора говорили-больше общения,больше новых мест показывайте, и на группы ходить начинали месяцев с 6-ти..Вот он-нормальный импринтинг.

Бука написал(а):

Наташа, может не стоит выкладывать настолько заумные статьи? может их в какой-нить специфичный раздел форума для спецов? а?
человек который просто хочет узнать что-то о бордосе -  почитает, не поймет половины и скажет " да ну их, пойду ка я искать и читать о породе в другом месте".

Аня, культурный уровень,как и уровень знаний людей необходимо повышать. Эта статья не сама заумная. Напротив, написано все доходчиво, единственно-много текста, одолеть тяжко,и есть спорные моменты (ИМХО),но их,что то никто не видит... Не думаю,что здесь собрались умственно отсталые граждане, что бы не одолеть эту "заумность".Дрессировка,это наука кинологическая, как и стандартизация породы и ветеринария. Почему то мы не просим,людей,пишущих стандарты- пишите проще? Вам ответят- растите! И прально ответят.
Вы предлагаете более "простой" способ выкладывания ТАКОЙ информации? Проще-некуда,хотя...выложьте что нибудь,на Ваш взгляд доступное "простым" людям. Как пример понимания Вашего уровня.

0

16

Logard2006 написал(а):

Вы предлагаете более "простой" способ выкладывания ТАКОЙ информации?

Да, я за более простой и доходчивый способ донесения информации, потому как людям которые хотят впервые растить щенка сложной породы (а бордос простите это не болонка и не пудель и не ам коккер спаниэль) не нуждаются в курсах кинологии, зоопсихологии и ветеранарии (для этого есть специалисты), а нуждаются в простой форме выложенной информации вплоть до банальных действий (пойти туда, сделать то, дать это и т.п.) - по своему опыту обучения людей скажу что это самый простой способ первичного обучения.

Если буквально - будь проще и к тебе потянутся...

Logard2006 написал(а):

Как пример понимания Вашего уровня.

у меня нормальный уровень понимания и восприятия технической литературы, но я думаю не о себе...

Наташа - уже реально хочется попросить Вас быть попроще .. будет больше пользы не в чужих умных статьях, а в практических консультациях, тем более вы как опытный дрессор и кинолог в этом можете принести намного больше пользы, чем выкладывая статьи, собранные в разных концах инэта, для этого есть раздел "полезные ссылки".
Я вот сегодня планирую выложить туда ссылку на очень большую библиотеку по дрессуре и воспитаню собак, чтобы люди при необходимости могли самостоятельно зайти и выбрать литературу для чтения по опредленной тематике.

Logard2006 написал(а):

Аня, культурный уровень,как и уровень знаний людей необходимо повышать.

К тому же я об этом, как читатель форума не прошу, чтобы кто-то повышал мой культурный уровень. При необходимости я сделаю это в другом месте и другим способом.

Аня

0

17

Бука
Аня,практические консультации,без базовых знаний,это набор звуков. Давайте,Вы с мужем консультируйте,как считаете нужным,а я буду,как я считаю нужным. Ок?

Статьи в форумах выкладываются для обсуждения и развития темы, это мое понятие. Кому что не ясно-спросят люди.

Тупо говорить, сделай так и так,это не верно,на мой взгляд. Человек должен понимать почему это работает,и как работает(или не работает,в зависимости от ситуации). Хозяин УЧАСТВУЕТ в обучении собаки, и чем грамотнее он будет,чем больше будет понимать ,тем лучше будет результат.Может,будем ДЛЯ людей форум вести,а не для себя?

Почему то ни у Сибиряка,ни у Тоши,эта статья шока не вызвала,и интеллектуального ступора тоже. Да и остальные форумчане не пришли и не написали-нихрена не понимаем, заумно для нас. Эмоции только от вас...а хотелось бы дельных дополнений и рассказа о собственном опыте, с примерами.

0

18

Logard2006 написал(а):

Аня,практические консультации,без базовых знаний,это набор звуков. Давайте,Вы с мужем консультируйте,как считаете нужным,а я буду,как я считаю нужным. Ок?

Наташа, а в Москву, Хабаровск и т.д. для закрепления знаний по консультациям вы тоже приедете? или для практической помощи с той или иной проблемой у собаки?

Logard2006 написал(а):

Может,будем ДЛЯ людей форум вести,а не для себя?

Наташа :) ну ей богу вы как дитя ... посмотрите тему "поговорим о дрессировке..." разве она для нас???  она для Багиры, Машули, Машер, Даньки  ... для тех кому нужна консультация реальная и быстрая и доходчивая, да - иногда буквально на пальцах, когда некогда штудировать литературу, а нужно быстро решить проблему. и этот "набор звуков" сработает быстрее, чем статья о "социализации собак" ...

Очень жаль что вы так обиженно реагируете ...

0

19

Logard2006 написал(а):

Эмоции только от вас...

потому как люди слабо понимающие в дрессуре, в эти темы просто уже не заходят ... к сожалению ...

0

20

Logard2006 написал(а):

Давайте,Вы с мужем консультируйте,как считаете нужным,а я буду,как я считаю нужным.

ради бога, только не ограничивайтесь скачанными статьями ... я честно говоря еще ни одной консультации по дрессуре не увидела .... ну если только как кавказца учить есть с рук :)

хочу сделать вам деловое предложение как коллеге - давайте сделаем нормальную совместную тему "воспитание щенка" - доступную, пошаговую - буквальную - с тестами по выборке щенка,  что можно делать, что нельзя делать,  именно с бордосом (без завала в интеллктуальные способности собаки, но и не без их учета).

(только ради бога без импортных рекомендаций типа Лоуренса, всего лишь два года занимавшегося зоопсихологией, причем всех подряд, а не ислючительно собак, без рекомендаций типа не давать есть щенку пока не поедят люди, дабы показать превосходство человека над собакой ...)

все, все, все, ухожу спать в супружескую кровать ... муж зовет ...  :love:

0


Вы здесь » Бордоский дог » УЧИМ БОРДОСА УЧИМСЯ САМИ » ИМПРИНТИНГ важная часть социализации