Медикаментозная коррекция психо-эмоциональных напряжений у собак
Хохлов Алексей Валерьевич, канд. биол. наук, гл. врач вет.клиники МиГ.
Основной причиной психо-эмоциональных напряжений у собак являются условия их содержания в мегаполисе (необходимо подчеркнуть, что рассматри-ваются условия содержания владельческих животных). Собака – стайное жи-вотное. Это понятие подразумевает существование особи в рамках сообщества со строгой и довольно сложной организацией – стаи. Иерархическая организа-ция стаи включает вожака, его самку или самок, взрослых самцов и самок, мо-лодых самцов и самок, достигших половой зрелости, подрастающий молодняк и щенков, старых самцов и самок. Переход самцов из одной иерархической ка-тегории в другую осуществляется путем персональных схваток. Агрессивность, сила, а впоследствии и опыт являются решающими факторами, влияющими на изменение иерархического положения особи. Ослабленные (пожилые или больные) особи уничтожаются или изгоняются из стаи. Стая занимает опреде-ленную территорию, а ее особи способны к сложным согласованным действи-ям (охота, защита территории обитания, миграция и т.д.). Стая ведет свобод-ный и подвижный образ жизни, а ее особи хорошо приспособлены к высокому уровню двигательной активности [3, 4].
Было установлено, что животные не испытывают избыточного эмоцио-нального напряжения в экспериментальных ситуациях, допускающих возмож-ность выбора одной из двух доступных форм поведения (например, агрессия или бегство). С незначительным эмоциональным напряжением они же осуще-ствляют выбор одного действия из нескольких равнозначных (например, выбор полной кормушки из ряда пустых). В ситуации же, где отсутствует сама воз-можность выбора адекватного поведения (например, при доступности только одного типа действия) они испытывают острейшее эмоциональное напряжение, которое может вызвать срыв всех ранее выработанных рефлексов и навыков [1, 2]. Также была обнаружена следующая закономерность: чем выше уровень эмоционального напряжения, т.е., чем менее спокойно животное, тем труднее осуществляется им выбор наиболее адекватного поведения. Животное в этом случае может проявлять резкие переходы от одного типа неадекватного пове-дения к другому, оставаясь в состоянии повышенного эмоционального напря-жения [1, 3, 4]. У собак существует несколько устойчивых базовых форм пове-дения, которые с большим трудом подвержены спонтанным изменениям или смене одного типа поведения другим. Их можно расценивать как внешнее про-явление существующего типа нервной системы или темперамента: уравнове-шенное пассивное (флегматик – сильный, уравновешенный, тормозной тип), уравновешенное активное (сангвиник – сильный, уравновешенный, возбуди-мый тип), неуравновешенное агрессивное (холерик – сильный, неуравновешен-ный тип), неуравновешенное неагрессивное (меланхолик – аффективный, сла-бый тип). Также существуют многочисленные промежуточные формы поведе-ния, в которых, тем не менее, всегда доминирует один из базовых типов. Соот-ветственно, влияние стрессорных факторов на собак с разной формой базового поведения различно и зависит от типа их нервной системы.
Условия содержания собак в крупном городе нарушают специфические стайные отношения и характерные особенности среды обитания. Среди изме-нившихся условий среды, приводящих к возникновению стрессовых ситуаций, в первую очередь следует назвать переход от свободного образа жизни к жизни в замкнутом пространстве с кратковременными выходами на прогулку. Причем эти выходы осуществляются не по желанию самого животного, а по воле его владельца, который, к тому же, определяет место, время и длительность выгу-ла. Недостаток двигательной активности (двигательная депривация) способст-вует развитию особого типа поведения, при котором у собак, особенно круп-ных и агрессивных пород, накапливается психо-эмоциональное напряжение, не находящее естественного выхода. Наличие больших скоплений людей, быстро-движущийся транспорт, совершенно особая звуковая и запаховая обстановка с минимумом биологически значимых сигналов, с которыми встречается собака квартирного содержания во время выгула в большом городе, также способству-ет развитию стрессов (например, шумовое загрязнение среды, где особенно вы-соким эмоциональным воздействием обладают громкие, резкие, короткие зву-ки). Не снимает повышенного уровня психо-эмоционального напряжения и кратковременная смена обстановки (например, выезд за город), поскольку та-кая смена требует быстрой перестройки базового типа поведения животного, что, по определению, практически невозможно.
Наличие непостоянного сообщества собак, которое может меняться от прогулки к прогулке и в котором отсутствуют фиксированные иерархические отношения (социальная депривация), также требует повышенного эмоциональ-ного напряжения, поскольку связано с постоянной борьбой за место в этом не-постоянном сообществе. Негативное влияние на психо-эмоциональное состоя-ние оказывают и попытки человека регулировать данные нестабильные отно-шения, которые заключаются прежде всего в предотвращении или принуди-тельном прекращении персональных схваток. Наконец, человеческая семья приняла на себя роль т.н. “суррогатной стаи” – особого сообщества смешан-ного типа, в котором любая собака, даже лидер, вожак, всегда занимает низ-шую ступень в иерархии, а любые попытки животного изменить ситуацию в свою пользу встречают решительный и жесткий (иногда, даже, жестокий) от-пор со стороны человека.
Таким образом, собака попадает в условия, требующие от нее быстрой и существенной перестройки базового типа поведения в зависимости от места пребывания и ситуации. Например, кобель, агрессивный на дрессировочной площадке, должен преображаться дома в добрую, пушистую и ласковую игру-шку. Такие радикальные и регулярные изменения требований к базовому типу поведения собаки в зависимости от окружения и ее неспособность адекватно выполнять эти требования, приводят к постоянному повышению уровня психо-эмоционального напряжения, что может вызывать развитие одной из моделей девиантного поведения, проявляющейся в различных формах. Необходимо подчеркнуть, что развитие девиантного поведения не является обязательным для всех собак квартирного содержания, однако, животные с аффективным или агрессивным типом поведения, а также с высоким уровнем возбудимости боль-ше подвержены данным изменениям психики. Стоит отметить, что девиантное поведение также не отличается большим разнообразием и практически не со-провождается сменой базового типа поведения. Так, собака с агрессивной фор-мой поведения почти никогда не переходит к форме фобии и наоборот. Хотя, в пограничных ситуациях, когда эмоциональное напряжение достигает максиму-ма, возможно появление самых разнообразных и непредсказуемых форм деви-антного поведения, включая смену базового типа. Например, собака с изна-чально уравновешенным, спокойным типом базового поведения, пережившая стресс от столкновения с автомобилем, может сначала проявить агрессию по отношению к владельцу, а впоследствии начинает испытывать страх перед вы-ходом на улицу, т.е. происходит смена базового типа поведения. Наконец, при чрезмерно высоком уровне эмоционального напряжения, включается механизм “запредельного торможения”, играющий роль защитного механизма. В этом случае собаки с любым исходным типом базового поведения и любой формой поведения девиантного проявляют однотипную реакцию глубокого торможе-ния нервных процессов, вплоть до сопора и обморока.
Первую модель неадекватного поведения можно обозначить как фобии. Наиболее распространенными являются: фонофобия (страх перед резкими, громкими звуками), агорафобия (страх перед открытым пространством, вы-ходом на прогулку), монофобия (страх одиночества). Встречаются случаи ситу-ативных фобий, когда животное боится не всего окружающего мира, а конкрет-ных его областей, связанных с перенесенным стрессом. Например, собака боит-ся дверного проема, в котором у нее несколько раз случался эпилептиформный приступ, или трансформаторной будки, где она пережила шок от электротрав-мы. Монофобию не следует путать с клаустрофобией (страх перед замкнутым пространством), которая встречается у собак в единичных случаях. Наоборот, в условиях интенсивных стрессов, угрожающих перегрузкой ЦНС, собаки обыч-но прячутся в укромные уголки. В последнее время, в связи с широким распро-странением дешевой пиротехники, фонофобия приняла характер катастрофи-ческой, массовой патологии. Боязни выстрелов, взрывов и прочих звуковых эф-фектов фейерверка часто сопутствует агорафобия.
Характер фобий может различаться в зависимости от базового типа по-ведения. Так, у спокойных животных фобии проявляются в виде непослушания и (или) “забывчивости” в отношении прочно выработанных навыков. У агрес-сивных – к страху примешиваются элементы агрессии, причем эта агрессив-ность чаще всего направлена против владельцев. У животных с аффективным базовым типом поведения фобии приводят к паническому бегству и голосовым реакциям. Собака воет в том случае, когда она не может справиться с сильным эмоциональным напряжением (например, если ее оставить на длительное время в одиночестве) Паническое поведение обычно приводит к разгрому в квартире, поскольку собака пытается найти или создать себе убежище.
Иногда особо сильные стрессы и фобии приводят к состоянию, сходному с состоянием аутизма человека. Собаки с синдромом “аутизма” проявляют от-страненность от окружающего мира, апатию и подавленное состояние. Иногда у них можно наблюдать эмоциогенную анорексию (отказ от корма), стремле-ние постоянно находиться в замкнутом пространстве. Такие животные с явной неохотой реагируют на владельцев, мало двигаются, стараются не покидать укрытие. Изредка они демонстрируют вялую агрессию по отношению к челове-ку, добивающемуся от них более живой реакции.
Следующей моделью девиантного поведения является агрессивная фор-ма, причем агрессия часто бывает неспровоцированной, спонтанной и не зави-сит от ситуации, которая вообще может не предполагать такого типа поведения (например, внезапный резкий звук вызывает агрессию собаки по отношению к людям и животным, находящимся рядом с ней). Агрессивное девиантное пове-дение прежде всего характерно для собак с изначальным агрессивным базовым типом поведения, но может формироваться у животных и с другими базовыми типами, даже у особей с изначально неагрессивной формой базового поведе-ния.
Наконец, существуют смешанные формы, сочетающие в себе в разных пропорциях страх и агрессию. Так, например, агорафобия может приводить к интенсивной агрессивной реакции при попытке вывести собаку на прогулку, а острая агрессивная реакция на окружение может привести к убеганию в слу-чайно выбранном направлении, поскольку животное не может выбрать ни один объект атаки из существующего множества, что приводит к смене агрессивной реакции панической.
Медикаментозная коррекция девиантного поведения собак сочетает в се-бе успокоительные (седативные и транквилизаторы) средства, модуляторы по-ведения, антидепрессанты, тонизирующие и ноотропные препараты. Подбор успокоительных средств, модуляторов поведения и антидепрессантов осущест-вляется строго индивидуально. Дозы препаратов подбираются так, чтобы обес-печить наилучший успокаивающий эффект без существенных признаков угне-тения состояния животного (повышенная сонливость, вялость и подавленность, дискоординация движений, отказ от корма). Необходимо отметить, что повы-шенные дозы транквилизаторов и модуляторов поведения могут вызывать уси-ление психо-эмоционального напряжения, т.е. приводить к обратному эффекту. В этом случае у животных нарушается сон, усиливаются и удлиняются присту-пы фобий. Также, некоторые антидепрессанты при передозировке или идио-синкразии к препарату погут вызывать мышечный тремор, рвоту, повышение тонуса мышц. Наиболее правильной тактикой в подборе антифобийной тера-пии является использование малых доз препаратов с увеличенной частотой приема (до 4 – 6 раз в сутки) и только в случае отсутствия терапевтического эф-фекта следует осторожно повышать разовые дозы препаратов. Лечению лучше поддаются аффективные формы фобий и иных типов девиантного поведения, вызванные повышенной возбудимостью ЦНС и сопровождающиеся активными двигательными реакциями, тогда как “аутический” синдром корректируется значительно сложнее.
Совместно с медикаментозной терапией необходимо применять хэнд-линг и реадаптацию, направленные на восстановление нормального типа базо-вого поведения и, по возможности, избегать попадания в стрессовые ситуации. Например, совершать выгул больного животного в наиболее тихое время суток, выгуливать вдали от источников громкого звука и ярких вспышек света, не до-пускать выхода в места большого скопления людей и животных, поскольку это может привести к обострению неадекватных реакций. Часто нормализовать по-ведение помогает вязка, которую следует повторять регулярно в течение всей жизни животного. В случае невозможности проведения регулярных вязок реко-мендуется стерилизация, которая изменяет гормональный фон животных и час-то приводит к замене существующего базового типа поведения на более спо-койный.
В случае слабо выраженных фобий бывает достаточно назначения седа-тивных средств (валериана, новопассит в виде настойки или таблетированных форм, адонис бром, отвары успокоительных травяных сборов). Как правило, эти препараты удовлетворительно купируют слабые приступы страха без выра-женной аффектации и психомоторного возбуждения. Частота приемов и разо-вая доза седативных средств зависит от эффективности действия указанных препаратов. В целом ряде случаев их однократный прием непосредственно при развитии слабого приступа фобии купирует его, но обычно они назначаются на 2 – 4-кратный прием с равными интервалами в течение суток не менее, чем за 20 минут до начала действия стрессорного фактора, например, прогулки. Ти-пичная длительность курса лечения составляет 6 – 10 недель. При необходи-мости или в случае рецидивирующих приступов фобий курс лечения повторя-ют. В случае низкой эффективности седативных средств их следует заменить модуляторами поведения, принимаемыми 2 раза в день, обычно перед выгулом.
В случае умеренных фобий и слабо выраженной агрессии, которые со-провождаются умеренной двигательной активностью, рекомендован прием мо-дуляторов поведения, предупреждающих развитие острых аффективных состо-яний (фенибут, сонапакс, меллерил). Модуляторы поведения – это нейролеп-тики, обладающие выравнивающим действием, т.е. способны тормозить уси-ленные эмоциональные реакции с одновременной незначительной стимуляци-ей подавленных. В отсутствие стойкого купирования девиантного поведения хороший эффект дает сочетанное применение вместе с ними малых транквили-заторов (тазепам, нозепам). Дозы и кратность приема препаратов зависит от частоты и степени выраженности приступов фобий и агрессии. Препараты обычно назначают на 2 – 3-кратный прием, а длительность курса лечения не превышает 8 – 10 недель. При рецидивирующем течении заболевания или по необходимости курс лечения повторяют.
Ярко выраженные фобии и приступы неспровоцированной агрессии, как правило, сопровождаются острым, аффективным, псхомоторным возбуждени-ем, голосовыми реакциями, паническими атаками. В данном случае требуется обязательное сочетание модуляторов поведения и больших транквилизаторов (элениум, реланиум, седуксен). Здесь требуется особенная осторожность при подборе разовых индивидуальных доз из-за риска усиления психомоторного возбуждения, обострения приступов фобии, нарушения регулярного сна. В тех случаях, когда приступы не удается купировать только с помощью модулято-ров поведения и транквилизаторов, облегчения состояния животного удается достичь, дополнив терапию ГАМК-ергическими ноотропными средствами (аминалон, пикамилон, гаммалон) и малыми дозами антидепрессантов (ами-триптилин, лепонекс, азалептин). Повышенные дозы антидепрессантов обычно приводят к диспептическим расстройствам ЖКТ (рвота, отказ от корма), поэтому их прием лучше начинать с малых доз (не более 5 мг на 10 кг живой массы) постепенно их увеличивая (но не более 10 мг на 10 кг массы). Дли-тельность курса лечения обычно составляет 8 – 12 недель, причем, как правило, требуются повторные курсы. Кратность приема модуляторов поведения соста-вляет 3 – 4 раза в сутки, транквилизаторов – до 6 раз в сутки, антидепрессантов – 2 – 3 раза в сутки.
Наиболее сложно купировать фобии, приводящие к подавленному состо-янию животного без явных признаков психомоторного возбуждения и аффек-тивных реакций. В этих случаях не рекомендовано использование любых успо-коительных средств (седативные и транквилизаторы) за исключением модуля-торов поведения в умеренных дозах. На фоне приема модуляторов поведения неплохой эффект дает применение тонизирующих растительных сборов в виде спиртовых настоек или отваров (элеутерокок, аралия, лимонник, тонизирую-щий чай). Допустимо использование ноотропных средств (пирацетам, ноотро-пил, энербол, энцефабол). Основным методом коррекции такого состояния жи-вотного является грамотная поведенческая реадаптация.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что почти все типы девиант-ного поведения животных являются следствием их постоянного повышенного психо-эмоционального напряжения. Данная патология развивается вследствие т.н. триггерного эффекта, т.е. внешний фактор служит только механизмом, за-пускающим уже привычную модель поведения. Именно потому, даже успеш-ная коррекция девиантного поведения в результате лечения не является окон-чательной, поскольку всегда существует высокий риск повторного обострения после воздействия запускающего фактора. Например, известен случай, когда животное, перенесшее острейший звуковой стресс, демонстрировало девиант-ную форму поведения при негромком хлопке.
Список литературы
1. Ковтун А.Н. Ковбаса С.О. Теория катастроф и поведение животных. - Киев: Наукова Думка, 1987.
2. Шавырина Е.В. Поведение собак при выработке двигательных услов- ных рефлексов на круглом стенде. Автореферат диссертации на соис- кание ученой степени канд. биол. наук. - М.: Ин-т мозга АМН СССР, 1984.
3. Хайнд Р. Поведение животных. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1976.
4. Шовен Р. Поведение животных. / Пер. с фран. - М.: Мир. 1974.