Мир собаки очень отличается от нашего, изучать его интересно и познавательно. Нельзя пытаться перетащить собаку в свой мир, куда она не в силах войти, не обладая воображением (абстрактным мышлением), а надо самим, с помощью своих уникальных возможностей, шагнуть в очень интересный мир собаки. Тогда мы сумеем их лучше понять, тогда можно избежать многих проблем с воспитанием Вашего питомца, Вы начнёте «говорить» с Вашей собакой на одном языке.
Итак, приглашаю Вас заглянуть в мир собаки…
Собака не может говорить, подобно человеку, у неё нет своего «собачьего» языка. Но всё же, как неправы те, кто говорит о собаке: «Всё понимает, но сказать не может». Собаки постоянно пытаются с нами «разговаривать», но понимают их лишь любящие, знающие их природу, наблюдательные люди. Их «язык» – это позы, мимика, выражение глаз, жесты, самые разные комбинации звуков. Многие примитивно считают, что, например, рык – это угроза, но рычание бывает кроме угрожающего и - предупреждающе-холодным, благодушно-бархатным, задорно-игривым. Как же удивляются собаки, предлагая иным людям поиграть и видя, как в страхе они шарахаются!
Если говорить о слухе, собаки и люди живут в одном мире, однако порою оказываются в совершенно разных. Собака слышит не только все, что слышим мы, а гораздо больше. Она может улавливать тончайшие звуки, доносящиеся с большого расстояния. А когда речь идёт о чувствительности к высоким звукам (по музыкальной шкале) – оставляет нас далеко сзади. Обученные собаки поразительно точно могут определить расположение источника звука. И в этом они превосходят людей. Микроизменение в голосе хозяина собака улавливает абсолютно безошибочно.
Между вкусом и запахом у собак существует нервная связь, но она, видимо, несравненно слаба по сравнению с нашей. Собака гораздо больше полагается на запах, чем на вкус. Было вычислено, что у собаки область внутриносовой полости, через которую проходит воздух с различными запахами, по площади равняется приблизительно общей площади её кожи, тогда как у нас эта область размером примерно с почтовую марку. Нечего удивляться, что собака живет в совершенно ином мире! Для собаки всё вокруг раскрашено цветным многообразием запаховых красок. Представьте, насколько слепыми и глухими мы кажемся нашему псу! Например, борщ, так любимый нами за богатство аромата и вкуса- собака воспримет как запаховой набор ингредиентов: мясо ,свекла, морковка….. К сожалению, палитра вкуса собакам практически не доступна.
И только прекрасно понимающий владелец собаки может считывать с поведения своей собаки информацию, ей видимую.
Собака, в отличие от нас не может мыслить логически. У неё отсутствуют временные рамки, она живет главным образом, если не полностью, в царстве эмоций. Для неё важно только то, что происходит здесь и сейчас. Нельзя наказывать или поощрять собаку за то, что она сделала когда-то.
Давайте, рассмотрим пример: ваша собака вдруг бросилась в погоню за кошкой. Вы кричите ей вслед: «Фу!», «Нельзя!», «Ко мне!», но, несмотря на это, собака всё же продолжает преследование. Через минуту-другую она возвращается.
Какие ваши действия? Наказание?, строгое взыскание?, сделать вид, что ничего не произошло? Похвалить!
Посмотрим на ситуацию глазами собаки, её эмоциями:
сначала – интерес при виде кошки; собака побежала её изучать, а кошка бросилась наутёк – охотничий азарт; кошка нырнула в дырку под дом – собака ещё пытается найти её, но азарт уже остывает; собака одна у чужого дома, оглядывается, хозяина нет, она начинает его поиски, бежит обратно; увидев родного владельца, собака испытывает радость и, ласкаясь, подбегает к вам. Какой сделает она вывод, если вы её накажете? В следующий раз она побоится подойти, не понимая вашего поведения. А вы должны сделать вывод: если у вашей собаки слабо усвоен рефлекс на ваши команды, то надо серьезно заняться дрессировкой, а до этого не отпускать её с поводка.
Ещё один пример? Представьте, я иду по улице со своим щенком шести месяцев. Он - ещё ребёнок, изучающий мир. Вдруг, он резко уперся, отказавшись со мной идти. По его поведению и позе я понимаю, что он испугался лежащего впереди скомканного пакета. Я знаю, что этот предмет не опасен, но щенок убежден в обратном. Как я должна поступить?
Первый вариант: пытаюсь подвести щенка к пакету, он может (и, скорей всего, и будет - это естественно) упираться, может начать кусаться. Если щенок довольно крупный, его тащить довольно тяжело, что может вызвать моё раздражение. Наконец, я его подтащила, продемонстрировала пакет, как безобидный предмет. Но щенок, переживший сильный стресс, уже находится в ступоре, он уже безучастно смотрит на этот пакет, может даже понюхать его. И я, довольная, могу пойти дальше, не подозревая, что в его психике появился ещё один эмоциональный шрам - перекос. В будущем он, если он будет уже без поводка, убежит от устрашающего предмета, но, что ещё хуже - никогда не будет доверять мне в экстремальной ситуации.
Второй вариант: вижу "страшный" предмет. Причем вижу его глазами моего щенка. Чем он отличается от меня по природе своей? - у него такое же, как у меня зрение, но намного, во много раз сильнее обоняние, лучше слух, он не может рассуждать логически, он думает (живет) эмоциями (но очень сложными сочетаниями, которые могут соперничать с человеческими). Плюс к этому я принимаю в расчет его возраст - он нуждается в сильном и мудром опекуне (матери, вожаке, человеке). Ещё сильное отличие - генетическая память предков (инстинкты у собак намного сильнее, чем у людей - щенок, который вырастает среди людей, кошек и т.д. все равно вырастет в собаку с разными отклонениями, человек же с младенчества оказавшийся среди диких животных станет животным).
Итак, после этого вступления: вижу предмет, понимаю, что для щенка это - затаившееся чудовище, оно чуть шевелится, как перед прыжком - очень глупо идти ему прямо пасть. Начинаем обходить. Моя задача - подвести щенка с подветренной стороны. Оказавшись здесь, щенок несколько растерян: генетическая память-инстинкт говорит, что все чудовища должны соответственно "вонять" (даже у абсолютно городской собаки встанет шерсть дыбом при запахе волка или медведя), но этого запаха нет. Уже любопытство, свойственное всем щенкам, заставляет его на согнутых лапках подойти (вслед за мной) к этому "чудовищу". Он опирается на свои инстинкты, которые работают последовательно - обоняние, слух, стайность (я и моё поведение). Здесь я не разрушала его мир, я пользовалась понятными ему аргументами. Но, повторяюсь, для этого я должна объективно изучить его мир. Собака учится методом проб и ошибок.
Без грамотного понимания мира собаки, очень сложно,а порой и не возможно, установить те взаимоотношения, которые в кинологии называются "контакт". Контакт человека и собаки возможен только при условии обоюдного доверия. А подобное доверие просто невозможно, без изучения и понимания друг друга. Если Ваши действия (даже из самых благих побуждений), идут вразрез с мироощущением щенка, если в результате этих действий щенок испытывает боль,страх, начинает видеть в Вас не мудрого руководителя,вожака, а бестолкового двуногого- контакта не будет. А без него,не будет ни результатов в дрессировке,ни дружбы,ни доверия.Ваши миры разойдутся. Каждый будет жить своей жизнью, и это в лучшем случае. В худшем же- это искалеченые психически собаки, как правило антисоциальные, неадекватные животные.
Изучая мир нашей собаки,мы сами становимся богаче. Простота, целесообразность и мудрость этого мира,заложеная самой природой - покоряют. Изучая своего питомца, мы изучаем и себя, начинаем очень многие вещи видеть в ином свете, многие поступки и действия людей, вдруг становятся абсолютно понятными.
Щенок входит в мир людей, и, живя в нем, не становится "человеком", в любой ситуации, это зверь. Прирученый, одомашненый и любимый, но- зверь. Наш мир ему чужд, он искуственен, он "вне" природы. А вот мир собаки, как ни странно, органичен нам, людям, так как естественен. Все мы выходцы из мира зверей, и наша генная память еще остро помнит и страх ночи, и дрожь азарта охоты.
Задача умного хозяина-помочь собаке стать «своей» в мире людей, научится жить в гармонии с этим миром и собою ,а для этого ,мы- люди, должны изучать мир своей собаки, уважать его, не очеловечивать свою собаку. Только при этих условиях ,в итоге, рядом с нами по жизни пойдет адекватный, социальный, умный и смелый друг!
Отредактировано Logard2006 (27-01-2009 23:35:51)